«Дорогие россияне!» — так начинал почти все свои речи первый
президент России Борис Ельцин. Но в истории нашей страны и до него были те, кто
называл жителей страны не русскими, а россиянами.
Ученые мужи
В XVI—XVII веках под влиянием греческого языка русские
литераторы начинают употреблять прилагательное «росский». Одно из первых
исторически зафиксированных свидетельств находим в письме Федору Иоанновичу,
которое в 1597 году царю отправило Львовское церковное братство. Преподаватели
учебного заведения писали про «словенский российский язык».
Через 30 лет прилагательное «славенороссий» использует
известный лексикограф, поэт и издатель Памва Берында. В 1627 году он называет
свой словарь «Лексикон славеноросский», чем официально закрепляет
прилагательное «росский» в книжном языке. В своих стихотворных виршах называет
подданных царя Алексея Михайловича «россияны» Симеон Полоцкий — богослов и поэт
XVII века.
Но наибольшее количество исторических доказательств
активного использования прилагательного «российский» оставляет Михаил
Ломоносов. Достаточно вспомнить его Российскую грамматику, в которой ученый
закладывает фундаментальные основы современного ему языка и дает «наставления,
в том числе и о "правописании российском"». В научных трудах,
переписке и даже поэзии Ломоносов намеренно употребляет только «российский»,
стилистически считая его возвышенно-торжественным в отличие от
народно-просторечного «русский» или «русин».
Петр Первый и лица духовные
В 1620 году Киевский митрополит Иов, моля о помощи в борьбе
с униатами, причисляет царя Михаила Федоровича к племени «великих всей Россия
самодержцев», всех подданных и себя в том числе — «росийскаго ти племени», а
страну называет «Российскоя великоя держава». В популяризации всего
«российского» огромную роль сыграл Петр Великий — первый Император
Всероссийский. Вот лишь одна из его цитат: «Я предчувствую, что россияне
когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы
успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой
славы».
Хотя «россияне» по-прежнему предпочитали при Петре
называться русскими, малороссами, белорусами и т. д., сподвижники государя
прикладывали немало усилий для утверждения нового слова. Так, в торжественной
речи на кончину Петра епископ Православной Российской Церкви и один из верных
сподвижников государя Феофан Прокопович восклицал: «До чего мы дожили,
россияне? Что делаем? Петра Великого погребаем!».
Интересно, что до XVIII века «россиянин» и образованное от
него прилагательное используют как этноним, то есть называют им не подданных
царя, а русский народ. В качестве этнонима использовал его и архимандрит
Иннокентий Гизель в своем «Синопсисе» — самом популярном вплоть до XVIII века
историческом сочинении.
Историки
Назвать главный труд всей жизни «Историей российской от
древнейших времен» решает и князь Михаил Щербатов — русский историк, публицист
и философ XVIII века. Менее известны другие его труды — «Краткая повесть о
бывших в России самозванцах» или «О повреждении нравов в России», в которой он сравнивает
«состояние нравов россиан до царствования Петра Великого» и во время правлении
государя-реформатора.
Уместно вспомнить и про «Историю государства российского»
Николая Карамзина, которую после публикации прочел каждый знавший грамоту.
Среди публицистики особенно выделяется «Мнение русского гражданина» 1819 года,
в котором Карамзин полемизирует с Александром I и обращаясь к нему, пишет:
«Любите людей, но еще более любите Россиян, ибо таких подданных "дал
Бог"».
Эмигранты
К XX веку «россияне» все реже встречались в публицистике,
литературе, официальных документах. Новый виток популярности слово приобрело
после Гражданской войны в среде эмигрантов. В качестве примера стоит привести
отрывок из речи 1929 года одного из выдающихся генералов Белого движения
Александра Кутепова: «Все народы, населяющие Россию, независимо от их
национальности, прежде всего — россияне. Я верю, что освобожденная и
возрожденная Россия будет именно — Россия для россиян!».
В 30-х годах XX века к «россиянам» взывает основоположник
русского фашизма и лидер Всероссийской Фашистской Партии, созданной эмигрантами
в Маньчжурии, Константин Родзаевский. В партийной газете он пишет: «В полном
соответствии с нашим учением о Российской Нации, как об историческом сплаве
всех народов России, мы выбросили лозунг "Россия для Россиян",
подразумевая под "Россиянами" — все народы нашей необъятной, бьющейся
в красных тисках великой страны».
Власовцы
В годы Великой Отечественной войны «россияне» и «российское»
стали неотъемлемой частью лексикона солдат и офицеров Русской освободительной
армии под командованием Андрея Власова. Наряду с «Родиной» «Россия» упоминается
в словах присяги власовцев: «Я, как верный сын моей Родины, вступая добровольно
в ряды бойцов Вооруженных сил народов России, перед лицом соотечественников
присягаю — для блага моего народа, под главным командованием генерала Власова бороться
против большевизма до последней капли крови».
Побывавший в немецком плену советский писатель Степан Злобин
в романе «Пропавшие без вести» описывает личный опыт присутствия на агитации
власовцев. На одном из «общих собраний» военнопленным зачитывалось обращение из
газеты «Заря», которое призывало к «уничтожению большевизма» и «строительству
новой России» в содружестве с Германией и другими европейскими народами. В
другом эпизоде говорится, что в ноябре 1944 года во время трансляции
учредительного Съезда Комитета освобождения народов России, во главе которого
стоял Власов, из репродукторов призывали пленных советских солдат «объединиться
против сталинской тирании» и вступить в ряды Русской освободительной армии.
шаблоны для dleскачать фильмы