Разводы на Руси существовали как в языческие времена, так и
в христианский период, несмотря на крайне негативное отношение церкви к разрыву
венчанного союза.
Относительно развода у язычников существует много противоречивых сведений.
Базируются они, в основном, на «Повести временных лет» и некоторых
свидетельствах путешественников с Востока.
Одни источники указывают, что у славян существовал обычай
сжигать вдов погибших в бою воинов, чтобы те не имели возможности выйти вторично
замуж и тем осквернить память о муже. В других исторических документах
содержатся скудные намеки на то, что разводы у славян совершались достаточно
легко и были очень распространены.
Развод в христианском обществе
После принятия христианства на Руси был установлен новый
семейный кодекс. При этом не все браки были сразу же освящены церковью; этот
обычай постепенно вводился в русское общество. Долгое время существовали
«неформальные» семейные союзы. Решение о разводе принималось по предписанным
правилам и обязательно должно было происходить по обоюдному согласию.
Если муж самовольно уходил от жены, последней полагалась
денежная компенсация. Сумма «откупа» зависела от социального статуса супругов.
Размеры компенсаций были указаны в юридическом документе «Устав князя Ярослава
о церковных судах». По нему боярин, например, платил брошенной жене компенсацию
«за сором» 300 гривен. Простой человек — 2 рубля.
Церковь долго мирилась с тем, что люди жили в невенчанных
браках, и положила этому конец только в 1774 году. Тогда вышел указ Священного
Синода о том, что всякий, живущий в браке без венца, будет отлучен от церкви и
лишится права попасть после смерти в рай небесный. И даже при этом существовали
возможности расторгнуть священный союз, заключенный под церковными сводами.
Причины для развода
Церковь крайне негативно относилась к разводу и чинила
множество препятствий на пути тех, кто хотел расстаться со своим супругом. По
мнению церкви, венчание – священный союз, заключенный на небесах и освященный
самим Господом. Тот, кто хотел развестись, шел по пути прелюбодеяния и толкал
на этот путь своего оставленного супруга. По той же причине нельзя было
жениться на разведенных женщинах. По Византийской эклоге можно было развестись,
если супруг:
— пропал без вести и уже долгое время не подает о себе
никаких вестей (это приравнивалось к смерти);
— постригся в монахи или поменял веру;
— заразился проказой (в этом случае развод совершался с обоюдного согласия;
больной супруг должен был отпустить здорового, чтобы тот мог основать новую,
здоровую семью);
— ведет аморальный образ жизни (посещает общественные места один, без
жены/мужа, ночует в чужом доме, прелюбодействует сам или торгует честью своей
жены);
— не способен исполнять супружеские обязанности либо бесплоден;
— совершил попытку убийства в отношении своего супруга;
— участвовал в заговоре против государя (князя).
Разводу предшествовало разбирательство в судебном порядке.
После развода венчанные супруги выплачивали штраф митрополиту в размере 12 гривен,
невенчанные – 6. Далее следовал раздел имущества. Дети обычно наследовали
только имущество отца, а не совместно нажитое родителями добро.
Развод в княжеских семействах
Даже при суровом запрете церкви возможностью развестись
пользовались как простые люди, так и князья. Чаще всего инициатива исходила от
мужчины, который находил себе более молодую возлюбленную и хотел с нею завести
новую семью. У русских князей в таких случаях было несколько «любимых» причин
для развода: уход жены в монастырь (нередко недобровольный), болезнь и
бесплодие.
Первым был князь Владимир Великий. После принятия
христианства ему пришлось развестись со многими своими женами-язычницами. Роман
Мстиславович Галицкий заставил жену уйти в монастырь и на основании этого
развелся с ней. Евдокия, супруга Святослава Всеволодовича (князя владимирского)
сама ушла в монастырь, предварительно «отпустив» мужа. Симеон Гордый (князь
московский) развелся с женой под тем предлогом, что она якобы была больна.
После развода и сам Симеон, и его бывшая супруга Евпраксия завели новые семьи.
Князь московский Василий III 20 лет прожил в браке с
Соломонией Сабуровой. За все это время у них так и не родились дети. На
основании бесплодия супруги Василий III решил развестись. Церковь выступила
против развода. Тогда князь просто лишил сана митрополита Варлаама, а других
недовольных отправил в ссылку (1525 год). После этого князь женился во второй
раз. Вторая супруга родила ему сына — Ивана, прозванного впоследствии Грозным.
Сам Иван Грозный тоже разводился. Он делал это неоднократно,
предварительно насильно заточив неугодных супруг в монастырь (Анна Колтовская,
Анна Васильчикова). Так же развелся с первой женой Евдокией Лопухиной, и Петр
I. Царь заставил женщину принять постриг, после чего официально с ней развелся.
Из-за предполагаемого бесплодия супруги Елены Репниной Василий Шуйский вынудил
ее постричься в монашки, после чего развелся с нею.
Дважды был женат и Александр II. Первой его супругой стала
Максимилианна Гессен-Дармштадтская, после принятия православия ставшая княгиней
Марией Александровной. С первой женой царь прожил 39 лет; затем она умерла от
туберкулеза. Не дождавшись конца траура, Александр II женился на горячо любимой
Екатерине Долгоруковой, которая к тому времени уже родила ему нескольких детей.
шаблоны для dleскачать фильмы